Вопрос № 1

Как соотносится концепция биотической регуляции окружающей среды с гипотезой Гея Дж. Ловелока?
Ответ опубликован 6 июля 2003.
Автор вопроса: анонимный.
Вопрос задан 6 июля 2003.

В конце 60-х – начале 70-х годов двадцатого века английский ученый Дж. Ловелок указал на то, что атмосфера Земли находится вдали от динамического физико-химического равновесия, определяемого потоком падающего солнечного излучения. Он предположил, что существующие на Земле неравновесные параметры окружающей среды поддерживаются в благоприятном для жизни состоянии самой жизнью. Согласно выдвинутой Дж. Ловелоком гипотезе, получившей название "гипотеза Гея" (Lovelock, 1982; 1995), Земля представляет собой единый живой суперорганизм, который способен на временном масштабе порядка сотен миллионов лет компенсировать неблагоприятные для жизни геофизические и космические изменения окружающей среды, происходящие, например, в результате фильтрации веществ из недр Земли или изменения солнечной активности.

1. Ошибочность гипотезы Гея

Ошибочность гипотезы Гея состоит в игнорировании того принципиального факта, что ни один вид живых объектов (от одноклеточных и многоклеточных организмов до социальных и экологических сообществ, которым можно было бы присвоить название "суперорганизмов") не существует в единственном числе.

Живую материю от неживой отличает беспрецедентная сложность организации (накопленный запас информации), которая на двадцать порядков (т.е. в единицу с двадцатью нулями раз) превосходит сложность, или запас информации, любых физических процессов в природе (Горшков, Макарьева, 2001; Горшков и др., 2002). Для поддержания этой фантастической упорядоченности используется особый механизм:

Живая материя существует в виде наборов (популяций) однородных объектов (особей). Внутри каждого набора живые объекты конкурентно взаимодействуют между собой. Объекты, потерявшие исходный уровень упорядоченности, теряют конкурентоспособность, вытесняются из популяции и заменяются на копии (потомков) нормальных объектов.

Такой способ поддержания упорядоченности уникален для жизни и отличает живую материю от неживой.

Биотическая регуляция окружающей среды представляет собой сложный информационно-емкий процесс. Информация об организации и функционирования живых объектов, осуществляющих биотическую регуляцию, записана на молекулярном уровне в геномах биологических видов. В отсутствие популяции и, как следствие, конкурентного взаимодействия происходит необратимый распад генетической информации биоты. Поэтому регуляция окружающей среды не может в течение длительного времени осуществляться Геей — суперорганизмом, существующим в единственном числе.

2. Гипотеза Гея и традиционная биологическая наука

Распространение гипотезы Гея, содержащей вышеназванное противоречие, во многом послужило дискредитации идеи биотического контроля окружающей среды в традиционной биологической науке (Doolittle, 1981; Dawkins, 1982; Baerlocher, 1990; Saunders, 1994; Robertson, Robinson, 1998). Если глобальная биота представляет собой не один организм, а набор конкурирующих объектов (в традиционной биологии эти объекты — отдельные организмы, в концепции биотической регуляции — локальные экологические сообщества), как же могут регулироваться глобальные условия окружающей среды?

Действительно, предположим, что планета первоначально заселена живыми объектами, каждый из которых тратит часть своей энергии на стабилизацию некоторой глобальной характеристики окружающей среды, например газового состава атмосферы. При этом воздух на планете остается устойчиво чистым, парниковый эффект — нормальным и т.д.

В ходе спонтанного распада генетической информации живых объектов постоянно появляются различные мутанты. Предположим, что в конечном счете появляется мутант, не желающий (или неспособный) тратить свою энергию на поддержание устойчивого газового состава атмосферы. Это приводит к тому, что мощность глобального регуляторного потенциала биоты осблабляются и глобальные атмосферные характеристики начинают ухудшаться (например, концентрация углекислого газа становится выше (или ниже) оптимальной). За счет сильного атмосферного перемешивания окружающая среда ухудшается для всех объектов, населяющих планету, включая и мутантов, и нормальных. Все объекты оказываются в равных условиях. Поэтому мутант, не регулирующий окружающую среду, не теряет конкурентоспособности и не вытесняется из популяции. (Так, при плановой экономике за счет выравнивания доходов и работающие, и тунеядцы получают одинаковую зарплату и имеют одинаковую экономическую конкурентоспособность). Напротив, такой "не работающий" мутант может тратить всю свою энергию на конкурентное взаимодействие и вытеснять нормальных "работающих" соседей, которые продолжают расходовать часть своей энергии на регуляцию окружающей среды.

Ничто не может помешать повсеместному распространению подобных мутантов. В конечном счете это приведет к прекращению биотической регуляции в глобальном масштабе. После этого глобальные условия окружающей среды, оставленные без контроля, деградируют до состояния, непригодного для жизни.

Характерные времена генетического распада (т.е. появления "не работающих" мутантов) ничтожно малы в сравнении с геологическими масштабами времени. Следовательно, согласно традиционной биологической науке, биотическая регуляция глобальной окружающей среды не может существовать в течение сколько-нибудь продолжительного геологического периода времени.

Как же быть с эмпирическими данными, однозначно указывающими на существование такой биотической регуляции? Игнорируя их, традиционная биологическая наука приходит к противоречию, будучи неспособной объяснить существование приемлемых для жизни условий окружающей среды в течение последних четырех миллиардов лет. Гипотеза Гея, со своей стороны, пытается объяснить такую устойчивость, но приходит к противоречию с основными принципами организации жизни, описанными в пункте 1.

3. Разрешение противоречий в концепции биотической регуляции

Концепция биотической регуляции снимает вышеназванные противоречия.

Фундаментальным новым понятием, которое вводится в концепции биотической регуляции, является чувствительность биоты. Регулирующие окружающую среду объекты могут реагировать на изменение состояния окружающей среды только в том случае, когда последнее превосходит величину чувствительности биоты.

Проведенные расчеты позволяют оценить величину чувствительности биоты универсальной величиной порядка 0.0001. Например, если концентрация углекислого газа отклонится от оптимума, скажем, на 1% (0.01 > 0.0001), биота это заметит и будет компенсировать такое изменение, а если отклонение составит всего одну тысячную процента (0.00001 < 0.0001), то биота не заметит такого изменения и не будет на него реагировать.

Процессы перемешивания атмосферы приводят к тому, что все живые объекты, независимо от того, регулируют они окружающую среду или нет, находятся, казалось бы, в равных условиях. Как показано выше, именно этот факт не позволяет конкурентному взаимодействию эффективно устранять мутантов, потерявших способность к регуляции.

Решение проблемы заключено в словах "казалось бы". Если мощности нормального (т.е. регулирующего окружающую среду) объекта хватает для того, чтобы, несмотря на перемешивание, поддерживать свое локальное значение глобальной характеристики окружающей среды существенно (т.е. на величину, превышающую чувствительность биоты) ближе к оптимуму, чем у нерегулирующего мутанта, то такой объект будет более конкурентоспособен, чем мутант, и вытеснит последнего из популяции. И это несмотря на то, что условия окружающей среды у нормального объекта и у мутанта будут одинаковыми с высокой относительной точностью (до 0.0001) и могут сильно отклоняться от оптимума.

Поясним сказанное на гипотетическом примере. Пусть регулирующими окружающую среду объектами будут деревья, а регулируемой глобальной характеристикой — концентрация углекислого газа. Представим себе, что в результате какого-то внешнего фактора (например, вулканического выброса или действий человека) оптимальная концентрация углекислого газа в атмосфере была превышена в десятки раз. Все деревья планеты оказались в примерно равных неблагоприятных для себя условиях. Нормальные деревья сразу же стали работать в направлении уменьшения атмосферной концентрации углекислого газа. Это можно сделать, например, путем депонирования избыточного углерода в органическом виде в почве. Деревья-мутанты никак не отреагировали на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Мощность биологической продуктивности деревьев такова, что они способны создавать внутреннюю атмосферу кроны, в которой концентрация углекислого газа может на несколько процентов отличаться от средней атмосферной концентрации вне кроны дерева. Таким образом, несмотря на перемешивание атмосферы, локальная концентрация углекислого газа у нормальных деревьев будет на несколько процентов ближе к оптимальной для биоты, чем у деревьев-мутантов, не регулирующих окружающую среду. Нормальные деревья, сохраняющие способность к биотической регуляции, окажутся, таким образом, в более благоприятных условиях, чем мутанты, и смогут вытеснить последних из популяции.

В результате, вся поверхность рассматриваемой гипотетической планеты оказывается покрыта нормальными деревьями, которые будут работать в направлении уменьшения глобальной концентрации углекислого газа до тех пор, пока последняя не станет неотличима от оптимальной в пределах чувствительности биоты.

4. Нарушенная и ненарушенная биота

В действительности объектами, способными к осуществлению регуляции окружающей среды, являются не отдельные организмы, как деревья в рассмотренном выше гипотетическом примере, а локальные экологические сообщества, имеющие конечные размеры. В лесной зоне локальное экологическое сообщество состоит из отдельного дерева и ассоциированных с ним растений и животных (подпологовая растительность (мхи, кустарнички), грибы, бактерии, насекомые и проч.). Внутренняя упорядоченность локальных экологических сообществ поддерживается в ходе их конкурентного взаимодействия между собой. Именно локальные экологические сообщества современной биосферы оказываются способными осуществлять все многообразие реакций на изменения окружающей среды, которые необходимы для поддержания окружающей среды в оптимальном состоянии.

Поэтому разрушение регуляторного потенцала биоты может происходить не только за счет генетического распада (т.е. появления мутантов внутри отдельных видов, как это происходит, например, в ходе искусственного отбора и генетической модификации растений и животных). Оно так же может происходить за счет нарушения человеком структуры экологического сообщества путем изменения естественных значений плотности численности организмов различных видов. Так, например, на сельскохозяйственных угодьях человек может полностью уничтожить естественные виды растений и заменить их на используемые им монокультуры.

Поскольку биотическая регуляция окружающей среды представляет собой сложнейший высокоорганизованный процесс, она может осуществляться только ненарушенной биотой. (Аналогично, любой сложный механизм может работать только в том случае, если он собран из строго определенного количества строго определенных деталей). Нарушенная человеком биота, при условии сохранения ее высокой продуктивности, способствует быстрой деградации окружающей среды.

Фундаментальное различие между функционированием нарушенной и ненарушенной биотой в гипотезе Гея игнорируется.

В рамках концепции биотической регуляции на основании анализа глобального круговорота углерода количественно оценен глобальный регуляторный потенциал ненарушенной биоты. В частности, количественно определено, как необходимо изменить пропорцию между нарушенными и ненарушенными участками суши (с увеличением последних) для того, чтобы остановить накопление углекислого газа в атмосфере при современной скорости сжигания ископаемого топлива (Gorshkov, Makarieva, 1998; Gorshkov et al., 2000, Глава 6, с. 170).

5. Характерные временные масштабы

В рамках гипотезы Гея традиционно рассматриваются медленные процессы, изменяющие окружающую среду Земли. Например, скорость фильтрации углекислого газа из недр планеты такова, что она могла бы привести к удвоению концентрации углекислого газа в атмосфере лишь за времена порядка сотен тысяч лет. Еще медленнее, на временных масштабах порядка сотен миллионов лет, изменяется (увеличивается) на величину порядка одного процента солнечная постоянная (т.е. среднее количество солнечной энергии, поступающее за одну секунду на квадратный метр поверхности Земли). Поэтому из гипотезы Гея следует, что даже мгновенное полное уничтожение глобальной биоты привело бы к неблагоприятным для человека изменениям глобальной окружающей среды лишь в практически бесконечно отдаленном будущем (см., например, Schwartzman, 1999).

В рамках концепции биотической регуляции показано, что подобное заключение в корне неверно. Скорости изменения условий окружающей среды под воздействием нарушенной человеком биоты на много порядков превосходят скорости аналогичных геофизических процессов. Так, в частности, за счет разложения органического вещества в процессе дыхания, при котором, как известно, выделяется углекислый газ, живые организмы Земли, не будь они организованы в ненарушенные экологические сообщества, способны были бы удвоить концентрацию углекислого газа в атмосфере за десять (а не за сотни тысяч) лет.

В ненарушенной биоте этого не происходит, так как любое отклонение концентрации от оптимума немедленно компенсируется биотой (в частности, за счет функционирования растений). В нарушенной биоте такого контроля нет. Поэтому процессы деградации окружающей среды под воздействием нарушенной биоты происходят с высокой скоростью. В качестве примера можно привести обеднение эксплуатируемых почв, происходящее, в частности, за счет того, что на эксплуатируемых участках скорость синтеза органического вещества почвы намного меньше скорости его разложения. Известно, что временные масштабы эрозии почв и опустынивания имеют порядок нескольких десятков лет, т.е. могут происходить за время жизни одного поколения.

Современный климат Земли, как показано в концепции биотической регуляции, физически неустойчив (Gorshkov et al., 2000; Макарьева,Горшков, 2001; Gorshkov, Makarieva, 2002). Неблагоприятные изменения среднеглобальной приземной температуры, приводящие к необратимому подрыву базы питания человечества, могут также произойти за несколько десятков лет.

В отличие от гипотезы Гея, концепция биотической регуляции количественно доказывает, что сохранение ненарушенной биоты на глобально значимых площадях жизненно важно для ныне живущих людей и их прямых потомков.

Цитированная литература

Baerlocher F. (1990) The Gaia hypothesis: A fruitful fallacy? Experientia, 46, 232-238.

Dawkins R. (1982) The Extended Phenotype. W. H. Freeman & Co., Oxford, 307 pp.

Doolittle W.F. (1981) Is nature really Motherly? CoEvolution Quaterly, 29, 58-63

Gorshkov V.G., Makarieva A.M. (1998) Impact of terrestrial and oceanic biota on the modern carbon and oxygen cycles. Экологическая химия, 7(2), 129-137. Аннотация (рус.), полный англ. текст PDF, текстовая версия: 240 Кб; оттиск статьи (с подписями к рисункам на русском яз.): 1.22 Mb.

Gorshkov V.G., Gorshkov V.V., Makarieva A.M. (2000) Biotic Regulation of the Environment: Key Issue of Global Change. Springer-Praxis Series in Environmental Sciences, Springer-Verlag, London, 367 pp. Содержание, главы 1, 3, 4, 6.

Горшков В.Г., Макарьева А.М. (2002) Зависимость парникового эффекта от атмосферных концентраций парниковых веществ и природа устойчивости климата Земли. Atmospheric Chemistry and Physics Discussions, 2, 289-337. [на англ. яз.] Аннотация. PDF (0.3 Мб). Screen version (0.5 Mb).

Lovelock J. (1982) Gaia. A New Look at Life on Earth. Oxford Univ. Press, New York, 157 pp.

Lovelock J.E. (1995) The Ages of Gaia. A Biography of Our Living Earth. W.W. Norton and Co., New York, 255 pp.

Robertson D., Robinson J. (1998) Darwinian Daisyworld. J. theor. Biol., 166, 365-373.

Saunders P.T. (1994) Evolution without natural selection: further implications of the Daisyworld parable. J. theor. Biol., 166, 365-273

Schwartzman D. (1999) Life, Temperature, and the Earth: The Self-organizing Biosphere. Columbia Univ. Press, New York, 241 pp.

Robertson D., Robinson J. (1998) Darwinian Daisyworld. J. theor. Biol., 166, 365-373.

Saunders P.T. (1994) Evolution without natural selection: further implications of the Daisyworld parable. J. theor. Biol., 166, 365-273

Schwartzman D. (1999) Life, Temperature, and the Earth: The Self-organizing Biosphere. Columbia Univ. Press, New York, 241 pp.

Горшков В.Г. (1986) Биологическая и физическая регуляция круговоротов веществ. Изв. ВГО, 118(1), 20-28.

Горшков В.Г. (1995) Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 470 с.

Горшков В.Г., Макарьева А.М. (2001) К вопросу о возможности физической самоорганизации биологических и экологических систем. Доклады РАН, 378(4), 570-573. Полный текст (PDF, 0.3 Мб).

Горшков В.В., Горшков В.Г., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Макарьева А.М. (2002) Информация в живой и неживой природе. Экология, № 3 (2002), 163-169. Аннотация. PDF (0.1 Мб).

Макарьева А.М., Горшков В.Г. (2001) Парниковый эффект и проблема устойчивости среднеглобальной температуры земной поверхности. Доклады РАН, 376(6), 810-814. Полный текст (PDF, 0.7 Мб).

Question No. 1

How does the biotic regulation concept relate to J. Lovelock's Gaia hypothesis?
Answered 6 July 2003.
Question author: anonymous.
Asked 6 July 2003.

In the late 60s—early 70s of the twentieth century British scientist James Lovelock pointed to the fact that the gaseous composition of modern terrestrial atmosphere is far from the dynamic physico-chemical equilibrium that could be determined by the incoming solar radiation. Lovelock suggested that the contemporary non-equilibrium environmental conditions on Earth are maintained in a life-compatible state by life itself. According to the so-called Gaia hypothesis put forward by J. Lovelock (Lovelock, 1982; 1995), our planet can be viewed as a single superorganism. On a geological time scale this superorganism is able to compensate unfavourable environmental changes of geophysical and cosmic nature (e.g. filtration of matter from the Earth's core or long-term changes in solar luminosity).

1. Main Problem of Gaia Hypothesis

Gaia hypothesis ignores the fundamental fact that there are no types of living objects (from unicellular and multicellular organisms to social and ecological communities of organisms that might be called "superorganisms") that would exist in a single number like Gaia. Here lies the intrinsic flaw of the hypothesis.

The difference between living and non-living matter has to do with the unprecedented complexity of the former. The amount of information stored in the living matter per unit volume exceeds a similar characteristic of the inanimate world by twenty orders of magnitude (Gorshkov, Makar'eva, 2001; Gorshkov et al., 2002). To maintain such a fantastic level of order life uses a unique mechanism:

Any kind of living matter exists in the form of sets (populations) of similar objects (individuals). Within each set, the objects interact competitively with each other. Those objects that have lost the initial high level of order lose competitiveness and are forced from the population. The appearing vacancies are filled by the copies (offspring) of normal objects retaining the initial level of order.

Such a mechanism of order maintenance is unique for life and differentiates living matter from the inanimate world.

Environmental regulation is a complex information-consuming process. Information on proper structure and functioning of living organisms performing biotic regulation is written in molecular memory cells in the genomes of biological species. In the absence of a population and, consequently, competitive interaction the spontaneous decay of the genetic information of the biota goes unimpeded. Hence, regulation of the environment cannot be sustainably ensured by Gaia — a superorganism existing in a single number.

2. Gaia Hypothesis and Traditional Biological Science

Unexpectedly as it might seem from the first sight, propagation of the Gaia hypothesis has in several important ways contributed to discrediting the idea of biotic environmental control (Doolittle, 1981; Dawkins, 1982; Baerlocher, 1990; Saunders, 1994; Robertson, Robinson, 1998). The traditional biological science opposed Gaia by noting the following. As far as the global biota is not a single organism but represents a set of competing units (in the traditional biology these units are individual organisms, in the biotic regulation concept they are local ecological communities, see below), how can regulation of any global environmental parameter shared by all such objects emerge? In no way, seemingly.

Indeed, suppose that at the initial moment of time the planet is inhabited by living objects regulating the global environment. It means that as soon as the regulated environmental parameter (e.g. atmospheric gaseous composition) deviates from the optimum value, each living object spends some part of its metabolic energy compensating for the unfavourable change. On such a planet the air is always clean, the greenhouse effect is normal and so on.

Spontaneous decay of the genetic information of living objects continuously produces mutants, that is, objects with defective behaviour and morphology. Suppose that sooner or later there appears a mutant unable to perform work on stabilisation of the atmospheric gaseous composition. As a result, the global power of biotic regulation becomes lower and the global environmental conditions may start deteriorating (e.g. carbon dioxide concentration becomes either lower or higher than the optimum). Due to powerful atmospheric mixing, the environment becomes worse for all objects inhabiting the planet including both normal objects and mutants. All objects find themselves in equal environmental conditions. (An analogy from the human society: In centrally-planned economics both hard-workers and lazybones are practically equally paid and feature equal economic competitiveness.) Importantly, the non-regulating ("lazybones") mutant may spend all of its energy on competitive interaction and force out his normal ("hard-working") neighbours, who continue to contribute some part of their energy on regulation of the environmental conditions.

Nothing can prevent the ultimately ubiquitous spread of such non-regulation mutants. As soon as this happens, the genetic information needed for global environmental regulation will be irreversibly lost and the global mechanism of biotic regulation will be irreversibly destroyed. The uncontrolled global environmental conditions will then rapidly degrade to a state unfit for life.

The characteristic times of genetic decay (i.e. appearance of non-regulating mutants) are negligible on a geological time scale. Hence, according to the traditional biological science, a whatever prolonged existence of a biotic control of global environmental conditions is impossible.

If so, how should one treat the empirical evidence which provides a unambiguous testimony for existence of such a control? The traditional biological science simply ignores such evidence, thus remaining unable to explain the persistence of life-compatible environmental conditions on Earth during the last four billion years.

On the other hand, the Gaia hypothesis aims to explain the observed stability of life-compatible environmental conditions, but it cannot account for and comes in conflict with the major principle of life organisation — competitive interaction of living objects.

3. Contradiction Solved within Biotic Regulation Concept

No contradictions arise within the biotic regulation concept.

A fundamental new notion that is introduced within the biotic regulation concept is biotic sensitivity. Living objects that regulate the environment are only able to react to environmental changes if the latter exceed the value of biotic sensitivity.

Biotic sensitivity is likely to be a universal value of the order of 0.0001 (Gorshkov et al. 2000, pp. 70-73). For example, if the ambient concentration of carbon dioxide deviates from the optimum by, say, 1% (0.01 > 0.0001), the biota will notice such a change and will try to compensate for it. If the deviation constitutes one thousandths of a per cent (0.00001 < 0.0001), the biota will ignore such a change and will not react to it.

Using the notion of biotic sensitivity it becomes possible to explain how a set of competing objects can regulate globally shared environmental parameters (Gorshkov, 1986, 1995; Gorshkov et al., 2000). We dwell once again on the example of a biotic control of the gaseous composition of the atmosphere.

Due to the powerful processes of physical mixing of the atmosphere all living objects, whether they regulate the environment or not, find themselves — seemingly — in equal environmental conditions. As we discussed above, namely this fact prohibits effective elimination of the non-regulating mutants in the course of competitive interaction with normal objects performing environmental regulation.

Solution of the problem lies in the word "seemingly". Functioning of a living object may lead to a situation when its local environment appears to be slightly different from the global average. If such a slight difference is nevertheless significant, i.e. it exceeds biotic sensitivity, the living object is able to "feel" the advantage of environmental regulation. Normal objects will be able to drive their local environment to a state slightly, but appreciably, closer to the optimum than the non-regulating mutants. The latter will then have an appreciably lower competitiveness and can be forced out from the population. Despite the fact that local environments of normal objects and mutants may coincide to the high accuracy of biotic sensitivity (0.0001) and can significantly depart from the optimum.

We now illustrate this on a hypothetical example. Let us suppose that the living objects capable of environmental control are trees, while the regulated global environmental characteristic is atmospheric carbon dioxide concentration. Suppose further that in the course of a major atmospheric disturbance (volcanic eruption, anthropogenic activities) the global atmospheric carbon dioxide concentration becomes significantly higher than the biotic optimum. All trees on the tree-covered planet are thus faced with approximately equal unfavourable environmental conditions. Normal trees immediately begin to work on removing the excessive carbon from the atmosphere in order to restore the optimum concentration of carbon dioxide. This can be done, for example, by depositing the excessive atmospheric carbon in organic form in soil and sediments. Mutant trees incapable of biotic regulation do not react to the unfavourable environmental change.

Photosynthetic power of the biological productivity of trees is large enough for trees to be able to create internal atmospheres of the crowns, where carbon dioxide concentration can be several per cent lower than outside the crown. Thus, despite powerful mixing of the atmosphere (e.g. due to wind), the local carbon dioxide concentration of normal trees will be several per cent closer to the optimum than that of non-regulating mutant trees. Normal trees retaining the ability of environmental regulation will find themselves in a more favourable situation than mutants and will be able to outcompete the latter forcing them from the population.

As a result, the whole surface of the considered planet becomes covered by normal trees. There will appear a globally significant outflux of excessive carbon from the atmosphere. Normal trees will work in this direction until the global carbon dioxide concentration becomes indistinguishable from the initial optimum (within the accuracy of biotic sensitivity.)

4. Disturbed and Undisturbed Biota

In reality, objects capable of performing biotic regulation are not individual trees but local ecological communities of organisms functioning in a correlated manner. In forest ecosystems local ecological community is likely to be represented by an individual tree and the associated local biota (understory plants (mosses, shrubs), fungi, bacteria, insects etc.) As any other type of living order, the internal correlation and orderliness of local ecological communities is maintained in the course of their competitive interaction with each other. Unlike any individual biological species, local ecological communities are properly fitted for ensuring the huge variety of complex and interrelated environmental responses that are necessary for keeping their environment under control.

Hence, genetic decay (i.e. appearance of mutants, e.g. in the course of artificial selection and genetic modification of natural species) is not the only possible cause for degradation of the regulatory potential of the natural biota. The latter can be also destroyed by anthropogenic disturbance of the ecological community structure, i.e. by arbitrary changes imposed on population densities of species comprising the natural community. For example, in agricultural landscapes one exterminates natural vegetation and replaces it by monocultures used by man.

As ultra-complex ordered process, biotic regulation of the environment can be only performed by the undisturbed natural biota. (Similarly, any complex device can only function if it was assembled using a strictly specified number of strictly specified details.) Anthropogenically disturbed biota, provided its productivity is artificially maintained, can only facilitate environmental degradation.

The fundamental difference in structure and functioning of the disturbed and undisturbed biota is ignored in the Gaia hypothesis.

On the basis of analysis of global carbon cycle it is possible to quantify the global regulatory potential of the undisturbed biota. Within the framework of biotic regulation concept it was possible to estimate how the contemporary proportion of territories occupied by disturbed and undisturbed biota on a planetary scale should be changed in favour of the latter in order to stop the accumulation of carbon dioxide in the atmosphere leaving intact the current rate of fossil fuel burning (Gorshkov, Makarieva, 1998; Gorshkov et al., 2000, Chapter 6, p. 170).

5. The Time Scale Issue

Within the Gaia hypothesis one traditionally considers geophysical processes that are able to change the Earth's environment very slowly. For example, the rate of carbon dioxide filtration from the Earth's core is such that it could cause doubling of the modern carbon dioxide concentration over a time period of the order of several hundred thousand years. Solar luminosity (which determines the average amount of solar energy incoming per unit Earth's surface per unit time) changes much more slowly, increasing by about one per cent each hundred million years. Hence, one can conclude from the Gaia hypothesis that even if the whole of global biota were instantly destroyed, the humanity will face an unfavourable environmental outcome in the infinitely distant future (see, e.g., Schwartzman, 1999).

The biotic regulation concept shows that this conclusion is wrong. The destructive environmental impact of the anthropogenically disturbed biota is many orders of magnitude more powerful than that of related geophysical processes. In particular, the atmospheric concentration of carbon dioxide could double in about ten (instead of hundred thousand) years solely due to the respiration process of the living organisms of the Earth, were they not organised in natural ecological communities. In particular, through the process of respiration the living organisms of Earth are able to double the atmospheric carbon dioxide concentration in about ten (cf. hundred thousand) years.

In the natural biota such a dramatic change is never to occur, as far as any deviation from the optimum is immediately compensated by the natural biota (in particular, due to functioning of plants that are able to withdraw the excessive carbon from the atmosphere). The disturbed biota is incapable of environmental control. Hence, the processes of environmental degradation under biotic impact feature extraordinarily high rates. For example, the widely-discussed process of soil degradation is to a large degree due to the fact that on exploited (disturbed) territories the rate of synthesis of the soil organic matter is much lower than the rate of its decomposition performed by the local disturbed biota. The time scale of soil degradation is hundred years and less, so it may become pronounced during life time of one generation.

As shown in the biotic regulation concept (Gorshkov et al., 2000; Makar'eva, Gorshkov, 2001; Gorshkov, Makarieva, 2002) the modern climate of Earth is physically unstable. The unfavourable changes of the global mean surface temperature leading to irreversible degradation of the major food webs exploited by humans may also occur during several decades.

Unlike the Gaia hypothesis, the biotic regulation concept clearly proves that urgent conservation of undisturbed biota on globally significant areas of the planet's surface is an indispensable prerequisite for personal survival of contemporary people and their direct offspring.

Literature cited

Baerlocher F. (1990) The Gaia hypothesis: A fruitful fallacy? Experimentia 46, 232-238.

Dawkins R. (1982) The Extended Phenotype. W. H. Freeman & Co., Oxford, 307 pp.

Doolittle W.F. (1981) Is nature really Motherly? CoEvolution Quaterly 29, 58-63.

Gorshkov V.G. (1986) Biological and physical regulation of matter cycles. Izvestiya (Proceedings) of the All-Russian Geographical Society 118(1), 20-28 (in Russian).

Gorshkov V.G. (1995) Physical and Biological Bases of Life Stability. Man, Biota, Environment. Berlin: Springer-Verlag, 340 pp.

Gorshkov V.G., Makarieva A.M. (1998) Impact of terrestrial and oceanic biota on the modern carbon and oxygen cycles. Ecological Chemistry 7(2), 129-137. Abstract, full text (PDF, electronic version: 240 Kb; offprint: 1.22 Mb).

Gorshkov V.G., Gorshkov V.V., Makarieva A.M. (2000) Biotic Regulation of the Environment: Key Issue of Global Change. Springer-Praxis Series in Environmental Sciences, Springer-Verlag, London, 367 pp. Contents.

Gorshkov V.G., Makar'eva A.M. (2001) On the possibility of physical self-organization of biological and ecological systems. Doklady Biological Sciences 378, 258-261. Full text (PDF, 123 Kb).

Gorshkov V.V., Gorshkov V.G., Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S., Makar'eva A.M. (2002) Information in the animate and inanimate worlds. Russian Journal of Ecology, 33, 149-155. (Translated from Ekologiya, No. 3, 2002, 163-169.) Abstract. PDF (0.1 Mb).

Gorshkov V.G., Makarieva A.M. (2002) Greenhouse effect dependence on atmospheric concentrations of greenhouse substances and the nature of climate stability on Earth. Atmospheric Chemistry and Physics Discussions, 2, 289-337. Abstract. PDF (0.3 Mb). Screen version (0.5 Mb).

Lovelock J. (1982) Gaia. A New Look at Life on Earth. Oxford Univ. Press, New York, 157 pp.

Lovelock J.E. (1995) The Ages of Gaia. A Biography of Our Living Earth. W.W. Norton and Co., New York, 255 pp.

Makar'eva A.M., Gorshkov V.G. (2001) The greenhouse effect and the stability of the global mean surface temperature. Doklady Earth Sciences 377(2), 210-214. Full text (PDF, 173 Kb).

Robertson D., Robinson J. (1998) Darwinian Daisyworld. J. theor. Biol. 166, 365-373.

Saunders P.T. (1994) Evolution without natural selection: further implications of the Daisyworld parable. J. theor. Biol. 166, 365-273.

Schwartzman D. (1999) Life, Temperature, and the Earth: The Self-organizing Biosphere. Columbia Univ. Press, New York, 241 pp.