Вопрос № 10

Что отличает живые организмы от неживых?
Ответ опубликован 24 декабря 2006.
Автор вопроса: анонимный.
Вопрос задан 18 декабря 2006.

Разница между живым и только что умершим организмом состоит в том, что живой организм обладает упорядоченным, регулируемым самим организмом, расходом энергии, потребляемой из пищи или запасов, накопленных внутри организма. Расход энергии в единицу времени, т.е. мощность организма, которую называют метаболизмом, поддерживает все жизненные процессы организма и не может опускаться ниже определенного минимального значения. Это минимальное значение расхода энергии, для человека составляющее около 100 Вт или около 2 Вт/кг, предотвращает распад организма как целого, а также распад его органов и клеток, который неизбежно происходит при выключении метаболизма, вызывающего смерть организма. В процессе жизни человек способен развивать гораздо большую мощность: спортсмен стайер в беге на 5 км развивает мощность до 1 кВт, а спринтер и тяжелоатлет — до 10 кВт. Таким образом, отличие состоит в том, что живой организм обладает метаболизмом, неживой — метаболизма не имеет.

Живая трясогузка

Живая трясогузка

Смерть — необратимая потеря упорядоченности живым организмом. Необратимость распада после смерти, т.е. невозможность воскрешения мертвого организма, связана с чрезвычайно высокой сложностью структуры живых организмов по сравнению с любыми объектами неживой природы, в которой многие процессы могут быть обратимыми. Информация, характеризующая живой организм, записана в макромолекуле ДНК, случайное построение программы которой для любого биологического вида невероятно при всех возможных физико-химических процессах в объеме всей Вселенной. Именно эта необратимость распада после смерти, являющаяся следствием сверхсложной организации, отличает любой живой организм от любого объекта неживой природы.

Мертвая гага

Мертвая гага

В определенных неблагоприятных условиях некоторые живые организмы способны биохимически "законсервироваться" и выключить жизнеподдерживающий метаболизм. Это происходит, например, в сухих спорах бактерий, у деревьев и некоторых насекомых, выдерживающих замораживание до очень низких температур, у некоторых дышащих кислородом организмов, помещенных в бескислородную среду. Остаточные хаотические биохимические реакции, происходящие в этих состояниях, имеют очень низкую мощность, в сотни и тысячи раз меньше, чем минимальный жизнеподдерживающий метаболизм. Эти хаотические реакции медленно, но неуклонно разрушают упорядоченность организма. Когда неблагоприятные условия сменяются благоприятными, организм включает метаболизм и "чинит" все накопившиеся неисправности, восстанавливая исходный уровень упорядоченности. Однако если неблагоприятные условия продолжаются слишком долго, спонтанное разрушение может зайти слишком далеко, организм необратимо утратит упорядоченность и никогда не оживет, т.е. умрет. Поэтому можно сказать, что у некоторых (далеко не у всех) организмов кроме жизни и смерти есть еще одно состояние, когда организм не живет, но еще не умер, так как потенциально может жить. Это состояние иногда называют анабиозом.

См. также статью на тему минимального метаболизма и упорядоченности (Makarieva, Gorshkov, Li, Chown 2006).

Question No. 10

What distinguishes living organisms from non-living?
Answered 24 December 2006.
Question author: anonymous.
Asked 18 December 2006.

In contrast to the dead one, the living organism continuously consumes energy from the environment or internal stores. This ordered process of energy consumption, which is regulated by the organism itself, represents the organism's power or metabolic rate. It supports all life processes in the organism and cannot drop below a certain minimum threshold value. This minimum rate of energy consumption, which for human beings is in the vicinity of 100 W (or 2 W/kg) prevents the organism as a whole from disintegration, as well as its organs and cells from getting biochemically disordered. These undesirable outcomes inevitably follow as soon as the metabolic rate is switched off; they cause the organism's death. It should be noted that in his daily activities man can develop a much higher power — for example, a trained long-distance runner exerts up to 1 kW at a 5 km distance, while sprinter and weight lifter — even up to 10 kW. Thus, the difference consists in the fact that a living organism has metabolism, while a non-living has not.

Living wagtail

Living wagtail

Death is an irreversible loss of orderliness by the living organism. The irreversible character of death, i.e. impossibility of anastasis or resurrection, is conditioned by the ultra high level of orderliness of living organisms in comparison to any objects of the inanimate world, where many processes can be reversed. Information that governs the structure and function of living organisms is written in macromolecules of DNA. A random assemblage of these DNA-based genetic programs is absolutely improbable in any physico-chemical conditions in the whole Universe. Namely the irreversibility of death disorder, a consequence of the ultracomplex organization, distinguishes any living organism from any inanimate object.

Dead eider

Dead eider

Under some unfavorable conditions some organisms are able to get biochemically "conserved" and switch off the life-supporting metabolism. This happens, for example, in dry bacterial spores, in trees and some insects tolerating freezing at very low temperatures, in some air-breathing organisms in anoxic environments. The residual chaotic biochemical reactions occurring in such states have a very low power, which is hundred or thousand of times less than the minimum life-supporting metabolic rate. These chaotic reactions are slowly but steadily destroying the organism's orderliness. When the unfavorable conditions are over, the organism switches on its metabolism and repairs all the accumulated damage. However, if the unfavorable conditions stay for too long, the process of degradation may go too far. The organism then will have irreversibly lost its order, it never revives and, hence, dies. Therefore, one can say that in some (but by far not all) organisms there is a third state apart from life and death. In this state, which is sometimes called anabiosis, the organism does not live, but it is not dead, because it retains its potential ability to live.

See also the following paper about minimum metabolism and order (Makarieva, Gorshkov, Li, Chown 2006).