Вопрос № 14

Биотическая регуляция, это теория или гипотеза?
"Прочитав — сколько было в Интернете, 3 главы — книгу "Физические и биологические основы устойчивости жизни", я пришел к выводу, что биотическая регуляция является научной гипотезой, подобно предсказанию существования, например, нейтрино. (Лишь непосредственное открытие нейтрино превратило гипотезу в теорию, если я правильно понимаю соотношение гипотезы и теории.) Вопросы:
1) Можно ли остальные главы книги поместить в Интернет, если в них описаны факты непосредственного открытия биотической регуляции, рассчитанной по этой же книге?
2) Если нельзя, то можно ли вычитать расчет и подтверждающее его открытие в каком-нибудь другом месте?
3а) Если в не помещенных в Интернет главах книги есть расчет, но нет подтверждающего открытия, то можно ли ожидать такое открытие в будущем? или
3б) открытие в принципе не наблюдаемо; например, только прекращение биотической регуляции и превращение планеты в безжизненную было бы актом открытия (а он невозможен, потому что предварительно человечеству нужно б было — чтоб наблюдать — переселиться на другую планету)?"
Ответ опубликован 2 марта 2007.
Автор вопроса: Воложин.
Вопрос задан 22 февраля 2007.

Существование нейтрино было предсказано Паули в двадцатых годах прошлого столетия исходя из требований выполнения закона сохранения энергии. Экспериментально нейтрино было обнаружено Райнесом и Коуэном более двадцати лет спустя. Но существование нейтрино не было гипотезой до опытов Райнеса и Коуэна. С помощью нейтрино была построена вся теория слабых взаимодействий, блестяще подтвержденная в огромном количестве экспериментов и предсказавшая результаты многих экспериментов, выполненных до экспериментов Райнеса и Коуэна. Никто из специалистов не сомневался в существовании нейтрино, ему не было альтернативы.

Теория представляет собой формулировку реально существующих законов природы. Теория не должна противоречить никаким экспериментальным данным. В рамках своей применимости найденная теория всегда однозначна, она объясняет все эмпирические данные и предсказывает результаты дальнейших экспериментов. Формулировка теории может быть как математической, так и словесной (например, законы сохранения энергии и вещества).

Концепция биотической регуляции, базируясь на фундаментальных законах природы, объясняет эмпирические данные в разных областях науки и позволяет делать дальнейшие предсказания. Основное утверждение, на котором основывается биотическая регуляция, состоит в следующем. Окружающая среда, пригодная для существования жизни, физически неустойчива. Случайное совпадение огромного количества независимых характеристик, делающих окружающую среду пригодной для жизни, невероятно. Поэтому поддержание приемлемой для жизни окружающей среды, достоверно существующей два миллиарда лет, осуществляется самой жизнью. Для этого самой жизни необходимо поддерживать устойчивую организацию, противодействуя спонтанному распаду своего высокоупорядоченного состояния.

Концепция биотической регуляции ведет свое начало от учебного пособия "Экология человека" (1984), где впервые был сформулирован ее принцип. В книге 1995 года дано наиболее полное на тот момент ее изложение и введен термин "биотическая регуляция". За прошедшие с тех пор двенадцать лет на основе биотической регуляции было получено множество новых результатов в самых различных областях науки, от генетики и экологии до климатологии. Эти результаты могут рассматриваться как подтвержденные предсказания концепции биотической регуляции.

В книге 1995 года подробно рассматривается устойчивость геохимических круговоротов. Согласно имеющимся данным, газовый состав атмосферы, в частности, концентрация CO2, оставался относительно постоянным в течение длительного времени, несмотря на присутствие геофизических и биологических потоков, способных увеличить или уменьшить эту концентрацию на порядки величины за время, много меньшее задокументированного времени ее постоянства. Поэтому устойчивое поддержание приемлемых для жизни концентраций основных биогенов, включая углерод (органический и неорганический), может быть объяснено только существованием биотической регуляции.

В рамках концепции биотической регуляции была доказана физическая неустойчивость земного климата с жидкой гидросферой, которая в отсутствие биотического контроля необратимо испарилась бы или замерзла за времена, на много порядков величин меньшие известного времени существования океана и приемлемой для жизни среднеглобальной температуры. Это независимое доказательство биотической регуляции, описанное в книге 1995 года, было в деталях разработано в последующих работах.

Было также показано, что биотическая регуляция не может быть случайным свойством жизни. Напротив, вся организация жизни такова, чтобы сделать биотическую регуляцию возможной. Биота и приемлемая для нее окружающая среда, регулируемая биотой, — две стороны одного явления, называемого жизнью.

Для поддержания устойчивой окружающей среды необходима программа, которая также должна быть устойчивой и содержать информацию о характеристиках этой окружающей среды. Эта программа в биоте имеет генетическую природу, т.е. реализована в нуклеотидных последовательностях геномов биологических видов. Поэтому, согласно концепции биотической регуляции, жизнь должна быть организована таким образом, чтобы сохранять максимальную устойчивость своей генетической программы. На основе этого предсказания были получены новые результаты в области генетики, включая объяснение правила Холдейна для гибридов, объяснение наблюдаемых величин генетической изменчивости различных видов, количественные оценки скорости эволюционного процесса и проч.

В 2006 году были получены результаты, доказывающие определяющую роль лесов в поддержании оптимального режима осадков и увлажненности почвы на суше. На основании фундаментальных физических законов было показано, что за счет высокой испаряющей поверхности листьев, намного превышающей испаряющую поверхность океана той же площади, лесной покров континентов обеспечивает закачку атмосферной влаги с океана на сушу, компенсируя непрерывные потери влаги в гравитационный речной сток. Лесной насос атмосферной влаги — явление регионального масштаба, поэтому для того, чтобы убедиться в его существовании, не нужно переселяться на другую планету. Достаточно посетить обезлесенный регион типа Австралии или Северо-Западной Африки, где осадки экспоненциально падают с удаленностью от океана, и сравнить его с пока еще покрытыми лесами регионами типа Сибири или Амазонки, где осадки не убывают на протяжении тысяч километров вглубь суши. Водный режим суши полностью определяется лесом. Уничтожение лесов приводит к опустыниванию суши.

Специфика концепции биотической регуляции состоит в том, что она сама ставит вопросы и сама отвечает на них. Нет альтернативных объяснений устойчивости жизни и окружающей среды. Однако и сама необходимость иметь такие объясненения для того, чтобы понять, что происходит с человечеством, и что его ждет, до сих пор явно не осознана мировым научным сообществом. Это связано с большой инерционностью идеологической базы естественной науки, которая закладывалась несколько веков назад в отсутствие каких-либо проблем с устойчивостью окружающей среды. До сих пор проблема поддержания устойчивости окружающей среды продолжает решаться на примитивном концептуальном уровне "не сорить!". Научный вопрос о том, что определяет устойчивость окружающей среды, не ставится. Молчаливо предполагается, что в отсутствие прямых антропогенных загрязнений устойчивость окружающей среды — что-то само собой разумеющееся, подобное устойчивости гравитационного поля Земли

Независимо от словесного определения статуса концепции биотической регуляции, в отношении которого каждый человек, ознакомившийся с концепцией, может принять решение сам, очевидно, что дальнейшее игнорирование роли естественной биоты в глобальных процессах логически неприемлемо для людей, считающих себя заинтересованными в сохранении цивилизации и жизни.

Ключевые публикации по биотической регуляции по темам представлены здесь. Главы книги 1995 года, которых пока нет на сайте, появятся в марте-апреле 2007 года здесь. Обзорная статья по биотической регуляции, содержащая большинство результатов, кроме генетики и биотического насоса, была опубликована на английском языке, часть разделов переведена на русский, см. здесь. О биотическом насосе см. здесь.

Question No. 14

Biotic regulation, is it a theory or a hypothesis?
Answered 2 March 2007.
Question author: Mr. Volozhin.
Asked 22 February 2007.

The existence of neutrino was predicted by W. Pauli in late twenties of the last century based on the restrictions imposed by the energy conservation law. More than twenty years later, neutrino was observed in the experiments set by F. Reines and C. Cowan. However, the existence of neutrino had not been a hypothesis prior to those experiments. On neutrino grounds the whole theory of weak interactions was built, which was brilliantly confirmed in numerous experiments and which predicted the results of many experiments made before those of Reines and Cowan. None of the specialists doubted the existence of neutrino, it had no alternative.

Theory is a formulation of the existing laws of nature. It should not contradict any empirical data. Within the limits of its applicability, theory is always unambigous, it explains all the available empirical data and predicts the results of future experiments. Theory can have a mathematical as well as a verbal formulation (e.g., the law of energy conservation).

Based on fundamental physical laws, the biotic regulation concept explains empirical evidence accumulated in different fields of science and allows one to make further predictions. The main statement of the biotic regulation concept is as follows. The life-compatible environment is physically unstable. Random coincidence of a huge number of independent characteristics making the Earth's environment suitable for life, is improbable. Therefore, the maintenance of life-compatible environment during the documented two billion years' of life existence is ensured by life itself. To do so, life itself must maintain a stable organization and counteract the spontaneous decay of its highly-ordered state.

The biotic regulation concept stems from the textbook "Ecology of man" (1984), where its principles were first formulated. The 1995 book gave its full (at that moment) overview and introduced the term "biotic regulation". In twelve years that passed since the 1995 book, many new results in different fields of science, from genetics and ecology to climatology, have been obtained, that can viewed as confirmed predictions of the biotic regulation concept.

The 1995 book presents a detailed consideration of the problem of stability of the global biogeochemical cycles. According to the available evidence, the gaseous composition of the atmosphere, in particular, the CO2 concentration, remained relatively constant over extensive periods of time, despite the action of the well-known independent geophysical and biological fluxes that could have reduced or increased this concentration by orders of magnitudes over time periods much shorter than the documented period of its relative constancy. The observed stability of life-compatible concentrations of the major biogens (including organic and inorganic carbon) can only be explained assuming the existence of their biotic control.

Within the biotic regulation framework it was shown that Earth's climate with a liquid hydrosphere is physically unstable. In the absence of a biotic control, the liquid hydrosphere of Earth would have completely evaporated or frozen over short periods of time of the order of a thousand years. This independent proof of the existence of biotic regulation was outlined in the 1995 book and developed in details in subsequent papers.

It was also shown that biotic regulation cannot be an occasional property that life is lucky to possess. On the contrary, all life organization is such that biotic regulation be possible. Biota and biota-compatible environment are the two sides of one and the same phenomenon called life.

In order to keep the favorable environment stable, it is necessary to have a program of how to do it. This program should be stable as well and contain information about the parameters of the favorable environment. This program in the biota is of genetic nature, i.e. it is written in nucleotide sequences of genomes of biological species. Thus, according to the biotic regulation concept, life must be organized in such a way as to maximize the stability of its genetic program. Based on this prediction, new results were obtained in the field of genetics, including the explanation of Haldane's rule for interspecific hybrids, the explanation of the observed levels of intraspecific genetic variabiity, quantitative estimates of the rates of evolutionary process, etc.

In 2006 new results were obtained that prove the decisive role of forests in the maintenance of optimal precipitation regime and soil moisture content on land. Based on fundamental physical laws it was shown that with the large evaporative surface of green leaves, which greatly exceeds the evaporative surface of ocean of the same area, the continental forest cover ensures pumping of atmospheric moisture to land from the ocean. It compensates the continous losses of liquid moisture to the gravitational river runoff. Forest pump of atmospheric moisture is a regional phenomenon. To become confident in its reality, there is no need of moving to another planet and watching therefrom what happens when this biotic regulation mechanism is destroyed on Earth. It is enough to travel to the deforested regions of Earth, where precipitation drops exponentially with distance from the ocean, and compare them with (still) forest-covered regions like Amazonia or Siberia, where precipitation remains constant or grows over several thousand kilometers inland. Water regime on land is fully dictated by forests. Elimination of forests leads to desertification.

Biotic regulation concept is unusual in that it both poses questions and answers them. There is no alternative explanations of life and environmental stability. However, the vital need of having such explanations for a comprehensive understanding of what is going on with the humanity and what future we can expect for ourselves, has not been realized by the scientific community. The problems of environmental stability are attempted to be solved on primitive and outdated conceptual grounds ("no pollution no problem"). It is implicitly assumed that in the absence of direct anthropogenic pollution environmental stability is something that goes without saying, something comparable to the stability of the gravitational field of the Earth.

The reader can decide for her/himself on the formal status of the biotic regulation concept. It is much more important that all the evidence suggests that people who consider themselves interested in securing a future for the humanity, can no longer neglect the dominant role of the natural biota in global environmental processes.

Key biotic regulation publication, arranged by topics, are presented here. Chapters of the 1995 book that are not here yet, will be posted soon. For an overview of biotic regulation concept (excluding genetics and biotic pump) see here. See here about the biotic pump.