Вопрос № 19

Почему на нашей планете сохранились как одноклеточные, так и многоклеточные организмы? Ведь последние были более прогрессивны и должны были вытеснить одноклеточные, победить их в борьбе за существование.
Ответ опубликован 6 November 2007.
Автор вопроса: Лиза.
Вопрос задан 2 ноября 2007.

Конкуренция происходит внутри видов: Кулики-сороки

Нет борьбы за существование между различными видами в естественных экологических сообществах. Конкуренция происходит внутри видов.

В любой борьбе побеждают сильнейшие. Это определение слова "сильнейшие". Если борьба идет на уничтожение, то, по определению, уничтожаются более слабые, выживают более сильные. Можно заменить слово "сильные" на "конкурентоспособные" или "прогрессивные". От этого смысл победивших или выживших и побежденных или вымерших не изменится.

В природе сохранились и одноклеточные, и многоклеточные организмы. Следовательно, есть две возможности. 1. Либо и те, и другие одинаково сильны, конкурентоспособны, прогрессивны в борьбе за существование. 2. Либо между ними нет никакой борьбы за существование.

Первая возможность представляется менее вероятной. В любых спортивных играх всегда можно выявить победителя, даже если силы соревнующихся примерно равны. Например, в легкой атлетике совпадение рекордов устраняется увеличением точности измерений (сначала измеряли секунды, потом десятые, потом сотые), в футболе назначают пенальти, в теннисе — тай-брейк. Жизнь существует несколько миллиардов лет, за это время можно было бы выявить, кто сильнее, множеством способов. Поэтому совместное существование одноклеточных и многоклеточных организмов означает, что никакой борьбы за существование между ними нет и никогда не было.

Верно и более общее утверждение. Наблюдаемое разнообразие видов в любом естественном, не нарушенном людьми экологическом сообществе показывает, что нет и не может быть борьбы за существование между любой парой видов, входящих в это сообщество. Все виды имеют различную специализацию. Любые вытеснения одних видов другими возникают только при вносимых людьми нарушениях — интродукции инородных видов или искажении нормальной плотности численности аборигенных видов. Совершенно также в цивилизации ученые не могут вытеснить уборщиц, а сталевары — каменотесов. Прогресс цивилизации увеличивает техническую оснащенность всех этих профессий, но не приводит к вытеснению одних профессий другими.

Необходимо также принимать во внимание, что среднее время существования любых видов порядка нескольких миллионов лет. Поэтому, в среднем, эволюционный возраст существующих одноклеточных организмов такой же, как и у многоклеточных. В конце девятнадцатого века появились телефоны и автомобили, одно раньше, чем другое. К началу двадцать первого века и телефоны, и автомобили очень изменились, но телефоны не вытеснили автомобили, и наоборот.

Можно ли поставить вопрос — кто более важен в природе, одноклеточные или многоклеточные организмы? Можно, если количественно определить понятие важности. Например, если определить важность как количество потребляемой в единицу времени энергии, то гетеротрофные одноклеточные организмы существенно более важны, ведь они потребляют в ненарушенных экосистемах до 99% процентов первичной продуктивности, оставляя многоклеточным лишь малую толику. Можно сказать, что функционирование многоклеточных организмов (исключая растения на суше) представляет собой лишь тонкую настройку в функционировании биосферы, в то время как одноклеточные организмы и зеленые растения — основная рабочая сила биосферы.

Можно сказать и так, что существование высших многоклеточных животных в биосфере — это жестко ограниченная роскошь или излишество, допустимое в тех пределах, в которых оно не разрушает устойчивость окружающей среды. В соответствии с данными выше определениями гангстеры в цивилизации — весьма прогрессивные элементы, раз они способны конкурировать с государственными системами безопасности и выигрывать в этой конкуренции. Но государство-таки вынуждено ограничивать деятельность гангстеров, этих конкурентоспособных элементов.

На близкие темы можно почитать:

Question No. 19

How can it be that both unicellular and multicellular organisms co-exist on our planet? Didn't the latter enter the biosphere as more progressive and should have then outcompeted the former in the struggle for survival?
Answered 6 2007.
Question author: Lisa.
Asked 2 November 2007.

Competition is intraspecific: Oyster catchers

There is no struggle for survival among different extant species in natural ecological communities. Competition is intraspecific.

It is the strongest who wins in any fight. This is the definition of the notion "the strongest". If it is a fight for the death, then, by definition, it is the weakest, who are eliminated, and the strongest, who survive. The word "strong" can be replaced by "competitive" or "progressive", yet the meaning of the winners and losers will be there.

Nature gives a common home to unicellular and multicellular organisms, which both survive and co-exist. Two interpretations of this fact suggest themselves. 1. Either unicellular and multicellular species are equally strong, competitive and progressive in the struggle for survival. 2. Or the struggle for survival does not exist.

The first interpretation seems to be less probable than the second one. In any sport games, for example, it is always possible to tell the winner, even if the competitors are approximately equal in their skills. In light athletics coincidence of the results is counteracted by increasing resolution of measurements (two results identical if measured in seconds, become different if one increases the resolution to tenths or hundredths of second). In soccer there are penalties, in tennis there are tie-breaks. Life is several billion years old. Having all this time, it should not be difficult to find ways of determining the strongest. Therefore, the observed co-existence of the unicellular and multicellular organisms means that they do not struggle for existence with each other (and have never done).

And, more generally, the observed diversity of species in any natural ecological community undisturbed by man indicates that there is not (and cannot be) any struggle for existence between any two species from the same community. All species have different specializations. Species can start forcing out other species from the community after an anthropogenic disturbance, when, for example, new alien species are introduced or natural population densities of the aboriginal species are distorted. In very much the same manner, within our civilization scientists cannot force out office cleaners, and bakers cannot force out steelmakers. Progress of the civilization endows these professions with ever sophisticating technologies, but does not lead to any competition among them.

It is worthy noting that, on average, the lifespan of any species is of the order of several million years. Therefore, on average, the evolutionary age of the extant unicellular species is the same as that of the multicellular ones. In the end of the XIXth century telephones and cars were invented. By the beginning of the XXIst century both telephones and cars have changed a great deal, yet modern phones have not forced out modern cars, or vice versa.

Is it possible to set up a question of who is more important in the biosphere, unicellular or multicellular organisms? Yes, if we are able to define importance numerically. For example, if we define importance as the amount of energy consumed per unit time, we will find that the unicellular heterotrophs are substantially more important than multicellular heterotrophs. Unicells consume up to 99% of primary productivity in natural undisturbed ecosystems, leaving but a tiny portion of it to the larger species. One can say that multicellular organisms (excluding land green plants) represent fine tuning of the biosphere's functioning, while unicells and green plants are the main driving force of it.

Or, one can also say that the existence of higher multicellular organisms in the biosphere is a strictly limited luxury, a redundancy tolerated to the degree when it does not yet threaten stability of the ecological community and its environment. According to the above definition of strength, gangsters and other criminals in the civilization are quite progressive elements, as they can successfully compete with the security systems of their states. Nevertheless, all states have to constrain the activity of these "progressive" elements not to lose integrity and stability.

Further reading: