Вопрос № 25

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Почему, несмотря на это, атмосфера не насыщена водяным паром?
Ответ опубликован 28 июля 2009.
Автор вопроса: BIZON.
Вопрос задан 30 мая 2009.

Постановка этого вопроса и ответ на него лежат в основе понимания лесного биотического насоса атмосферной и таких явлений, как ураганы и смерчи (см. здесь). Действительно, средняя относительная влажность у поверхности планеты составляет 80%, то есть, воздух у поверхности Земли не насыщен водяным паром. Атмосфера постоянно циркулирует как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Из-за конденсации водяного пара воздух в верхней части атмосферного столба обеднен влагой по сравнению с воздухом у поверхности. Перемешивание влажного поверхностного воздуха с сухим воздухом, приносимым из верхних слоев атмосферы нисходящими воздушными потоками, приводит к понижению относительной влажности у поверхности. Следовательно, необходимо ответить на два вопроса: почему происходит конденсация и почему атмосфера циркулирует.

Если бы атмосфера Земли была равномерно нагрета по вертикали, то пары воды находились бы в аэростатическом равновесии. Это означает, что вес столба водяного пара (единичной площади поперечного сечения) над каждой заданной точкой был бы равен давлению водяного пара в этой точке. При этом концентрация водяного пара экспоненциально уменьшалась бы с высотой, падая вдвое на каждые 9 км. Поэтому в равномерно нагретой атмосфере водяной пар был бы ненасыщенным на любой высоте, кроме уровня моря. (Напомним, что насыщенная концентрация — это максимально возможная концентрация водяного пара. При бóльших значениях начинается конденсация.) Концентрация насыщенного водяного пара определяется температурой. Поэтому, чтобы водяной пар был насыщен на всех высотах, нужно уменьшать температуру с увеличением высоты. Зависимость величины концентрации насыщенного водяного пара от температуры (закон Клапейрона-Клаузиуса) также имеет вид экспоненты, при которой насыщенная концентрация уменьшается вдвое при уменьшении температуры на каждые 10 oС. Отсюда ясно, что для достижения насыщения на всех высотах в условиях аэростатического равновесия необходимо, чтобы через каждые 9 км температура уменьшалась на 10 oС, т.е. скорость уменьшения температуры с высотой была бы равна 10 oС/9 км или, немного точнее, 1.2 oС/км.

Итак, если бы температура воздуха с высотой уменьшалась бы не быстрее чем со скоростью 1.2 oС/км, то водяной пар мог бы находиться в аэростатическом равновесии. При достижении критической скорости уменьшения температуры 1.2 oС/км водяной пар, находясь в аэростатическом равновесии, был бы насыщен на всех высотах. При этом не было бы конденсации водяного пара, не было бы облачности и осадков. Весь атмосферный столб оставался бы неподвижным. Отметим, что это единственно возможное состояние, при котором водяной пар был бы насыщен во всей атмосфере.

Наблюдаемый отрицательный вертикальный градиент температуры равен 6.5 oС/км, что в 6 раз выше критического значения 1.2 oС/км. Следовательно, водяной пар не может находиться в неподвижном аэростатическом равновесии: давление водяного пара на каждой высоте в шесть раз больше веса столба насыщенного водяного пара на этой высоте. Вес столба насыщенного водяного пара не может скомпенсировать его давление. На каждой высоте на столб атмосферного воздуха действует сила, равная разности давления и веса столба водяного пара. Поэтому водяной пар все время поднимается вверх, увлекая за собой весь атмосферный воздух. Вверху происходят конденсация и выпадение дождя, которые компенсируются испарением с земной поверхности. Возникают всем известные атмосферный круговорот воды и циркуляция атмосферного воздуха — ветер. Опускание воздушных масс, обедненных водяным паром, приводит к уменьшению относительной влажности у поверхности Земли.

Таким образом, первопричиной ненасыщенности водяного пара у поверхности является тот факт, что скорость падения температуры с высотой превышает критическое значение 1.2 oC/км. Это приводит к конденсации водяного пара, включает циркуляцию и перемешивание нижних влажных атмосферных слоев с верхними сухими, что и приводит к понижению относительной влажности у поверхности. Следовательно, именно конденсация водяного пара и существование дождя приводят к ненасыщенности водяного пара у земной поверхности. Если бы скорость падения температуры воздуха была бы меньше 1.2 oC/км, конденсация отсутствовала бы и неподвижная атмосфера всегда была бы насыщена водяным паром у поверхности Земли.

Возможно, будет полезным наглядное представление процессов перемешивания воздуха. Нажав две левые кнопки, можно увидеть перемешивание сухого нисходящего и влажного восходящего воздуха. Подробнее см. здесь.

При проблемах с просмотром Flash кликните здесь для бесплатной установки последней версии Flash Player.

При проблемах с просмотром Flash кликните здесь для бесплатной установки последней версии Flash Player.

Question No. 25

Most part of the Earth’s surface is water. Why, despite this, is not the atmosphere saturated with water vapor?
Answered 28 July 2009.
Question author: BIZON.
Asked 30 May 2009.

This important question relates to the core of the physical understanding of the biotic pump of atmospheric moisture and such atmospheric phenomena as hurricanes and tornadoes (see, e.g., here). Indeed, global mean relative humidity at the surface is around 80%, i.e. surface air is not saturated with water vapor. The atmosphere continuously circulates in the horizontal as well as in the vertical dimension. Due to condensation the atmospheric air in the upper part of the atmospheric column is depauperate in water vapor compared to surface air. Mixing of the wet surface air with the dry air brought from the upper atmospheric layers by the descending air masses diminishes the relative humidity at the surface. Thus, we have to answer two questions: why there is condensation and why the atmosphere circulates.

If the Earth’s atmosphere had a uniform temperature at all heights, water vapor would be in the aerostatic equilibrium. This means that at each height the weight of the column of water vapor of unit cross-section above that height would be equal to the partial pressure of water vapor at that height. Water vapor concentration would decrease exponentially with height dropping twofold per each nine kilometers of ascent. Therefore, in such a thermally uniform atmosphere the water vapor would be unsaturated at any height except for the sea level. (Recall that saturated concentration is the maximum possible vapor concentration. If it is exceeded, the process of condensation commences.) Saturated concentration of water vapor is determined by temperature. Thus, for the atmospheric water vapor to be saturated at all heights, it is necessary that air temperature dropped with height. The dependence of saturated concentration on temperature (the Clausius-Clapeyron law) has an exponential form as well: saturated concentration diminishes twofold per each ten degrees Celsius of temperature drop. It follows that in order water vapor to be saturated at all heights in aerostatic equilibrium, it is necessary that the air temperature dropped by 10 oC per each 9 km of ascent. This gives an air temperature lapse rate of 10 oC/ 9 km or, more precisely, 1.2 oC/km.

Thus, if air temperature decreased with height not faster than by 1.2 oC/km, water vapor could remain in static equilibrium. At a critical rater of 1.2 oC/km water vapor would be static and saturated at all heights. There would be no condensation, no clouds or precipitation. The atmosphere would remain motionless. Note that this is the only possible state where water vapor is saturated in the entire atmosphere.

The observed air temperature lapse rate is 6.5 oC/km, which is six times greater than the critical value of 1.2 oC/km. Consequently, water vapor cannot be in static equilibrium in the real atmosphere: at any height water vapor pressure appears six times greater than the weight of the water vapor column above that height. In other words, the weight of saturated water vapor cannot compensate the vapor pressure. At any height there is a force in action equal to the difference between pressure and column weight of the water vapor. In the result, water vapor continuously ascends involving atmospheric air into this motion. In the upper part of the atmospheric column water vapor undergoes condensation and precipitates. These processes are in the long term compensated by surface evaporation. The atmospheric cycling of water vapor and atmospheric circulation (wind) are formed, with air ascending and descending in different places. The descending air deprived by condensation of water vapor mixes with the surface air and makes the latter drier.

The primary cause of the fact that surface air is not saturated with water vapor is that the global mean vertical lapse rate of air temperature exceeds the critical value of 1.2 oC/km. This makes water vapor condense, switches on the circulation and vertical mixing of the atmosphere, so that the lower wet air is mixed with the upper dry air. In the result, relative humidity at the surface is less than unity. Namely condensation and precipitation makes the surface air unsaturated with vapor. If the air temperature lapse rate were less than 1.2 oC/km, there were no condensation and the motionless atmosphere would be always saturated with water vapor at the planetary surface.

The following illustration might be helpful. By pressing the two rightmost buttons, it is possible to see how the the dry descending air mixes with the wet ascending air. See here for more details.

If you have problems with viewing the Flash object, click here for free installation of the latest version of Flash Player.

If you have problems with viewing the Flash object, click here for free installation of the latest version of Flash Player.