Информационная устойчивость жизни
Часть II. Эволюция и прогресс

(Расширенный текст публикации Макарьева А.М., Горшков В.Г. (2016) Информационная устойчивость жизни. Часть I. Предотвращение распада организации жизни. Часть II. Эволюция и прогресс. Энергия: Экономика, Техника, Экология, 3(2016), 47-54; 4(2016), 42-49. Аннотация. pdf)

Скачать расширенный текст части I в формате PDF
Скачать расширенный текст части II в формате PDF

См. также Часть I. Предотвращение распада организации жизни.

В первой части мы рассмотрели механизмы обеспечения устойчивости генетической информации жизни. Рассмотрим теперь взаимодействие между генетической информацией вида Homo sapiens и культурной информацией, на которой основана цивилизация.

следующий раздел

1. Эволюция биологических видов

Согласно палеоданным, каждый биологический вид имеет ограниченное время существования порядка нескольких миллионов лет. Вымирание старого вида компенсируется возникновением нового так, что число видов в биосфере сохраняет неизменный порядок величины. При этом возникший новый вид экологического сообщества не ухудшает устойчивость пригодной для жизни всех видов окружающей среды. Дефектные сообщества с новыми видами, разрушающими окружающую среду, вытесняются нормальными сообществами, не содержащими видов-разрушителей. Этот процесс составляет наблюдаемую эволюцию видов.

Таким образом, эволюция создала виды, поддерживающие окружающую среду в устойчиво пригодном для жизни состоянии. Дальнейшая эволюция несёт в себе угрозу возникновения видов с наибольшей конкурентоспособностью, разрушающих окружающую среду, которые не смогут быть уничтожены уже существующими видами. Однако, как мы увидим ниже, остановка эволюции невозможна.

Наблюдаемая продолжительность существования видов не зависит от численности популяции и, следовательно, от скорости генерации изменений молекул ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты, носителей генетической информации большинства видов биоты) внутри вида[1]. Это означает, что эволюция на основе внутривидовых изменений ДНК запрещена жёсткой стабилизацией программы ДНК, рассмотренной в части I. Появление новых осмысленных подпрограмм взаимодействия с окружающей средой может быть объяснено только за счёт взаимодействия видов биоты с видами, программа которых не записана на ДНК.
[1]Makarieva A.M., Gorshkov V.G. (2004) On the dependence of speciation rates on species abundance and characteristic population size. Journal of Biosciences 29: 119-128.

К таким видам относятся ретровирусы, генетическая программа которых записана на молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Существенное отличие молекул РНК от молекул ДНК состоит в том, что скорость накопления ошибок при копировании РНК в миллион раз больше, чем у ДНК. Поэтому любое упорядоченное свойство программы вирусной РНК, включая способность вирусов убивать заражаемые ими организмы, распадается за короткое время. (Например, вредоносность вируса иммунодефицита человека быстро уменьшается со временем[2].)
[2]Payne R. et al. (2015) Impact of HLA-driven HIV adaptation on virulence in populations of high HIV seroprevalence. PNAS 111: E5393-E5400.

Генетическая программа ретровирусов способна производить свою ДНК копию и встраиваться в программу ДНК заражаемых организмов. Значительная часть генома высших организмов, порядка 10% для позвоночных, включая человека, представляет собой вставки геномов ретровирусов, где они предохраняются от распада благодаря высокой стабильности ДНК. Однако с этих вставок может происходить копирование РНК (происходящее с низкой точностью), так что в результате образуются РНК вирусы в окружающей среде. Среди множества распадных изменений, происходящих при копировании РНК вирусов, крайне редко, но встречаются изменения, которые изменяют программу ДНК заражённых организмов в направлении роста конкурентоспособности, приводя к образованию нового вида биоты. Так, мышление, приведшее к появлению Homo sapiens, может быть обусловлено активностью фрагментов геномов ретровирусов, включившихся в геном человека[3]. Таким образом, при сохранении построенных на ДНК организмов биоты ликвидация ретровирусов в окружающей среде невозможна. Следовательно, невозможны ни полное уничтожение вызываемых вирусами болезней, ни остановка эволюции.
[3]Fasching L. et al. (2015) TRIM28 Represses Transcription of Endogenous Retroviruses in Neural Progenitor Cells. Cell Reports 10: 20-28.

Согласно палеоданным, новые виды появляются внезапно, после миллионов лет эволюционного стазиса, в течение которого никаких изменений не происходит. Эволюция на основе получения генетической информации от РНК вирусов объясняет не только одинаковую скорость видообразования у многочисленных одноклеточных и малочисленных многоклеточных организмов, но также и наблюдаемую дискретность всех видов, т.е. отсутствие переходных форм между родственными видами и внезапность возникновения нового вида. Скорость генерации новой генетической информации ретровирусами выступает, таким образом, универсальным лимитирующим фактором эволюции видов в биосфере[4].
[4]Горшков В.Г. (1990) Устойчивость и эволюция биологических видов и сообществ биосферы. Доклады АН СССР 311: 1512-1514.

Эволюция видов не имеет отношения к культурному прогрессу человеческой популяции. Этот прогресс основан на накоплении культурной информации при сохранении неизменной генетической информации вида Homo sapiens.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

2. Принцип экспансии жизни

Жизнь охватывает всю земную поверхность. Каждый вид распространен в пределах своего ареала (карты обитания), где существует окружающая среда, пригодная для жизни особей вида. При постоянстве условий окружающей среды ареалы всех видов не претерпевают изменений.

Части ареала подвергаются разрушительным внешним воздействиям (оледенение, извержение вулканов, цунами, ураганы, смерчи), которые уничтожают жизнь. После прекращения катастрофических разрушений жизнь должна заселить разрушенные части ареала. Это происходит путем экспансии - способности жизни к экспоненциальному размножению. В процессе экспансии невозможно устранение из популяции распадных особей. Поэтому при экспансии происходит многократное накопление ошибок генома и падение уровня организации вида. Лишь после полного захвата популяцией разрушенной части ареала вида включается конкурентное взаимодействие, удаление из популяции распадных особей и восстановление уровня организации вида. Поэтому экспансия должна происходить с максимальной скоростью.

В общем случае нормальная жизнь распространяется во все доступные для жизни вида части ареала. При этом главным условием устойчивого существования вида является сохранение постоянной плотности численности популяции любого вида и величины собственной индивидуальной территории особи, которая записана в нормальной генетической программе вида.

Охрана территории у птиц

Поддержание нормальной плотности численности обеспечивается сложным генетически запрограммированным поведением особей вида. Птицы маркируют индивидуальную территорию пением. Прямым физическим воздействием птицы предотвращают любые попытки пения других птиц того же вида на своей индивидуальной территории.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

3. Генетическая эквивалентность рас и национальностей

При экспансии вида разные части ареала захватываются потомками особей, несущих ошибки в разных частях генома. После завершения экспансии включается конкурентное взаимодействие, и число ошибок генома сокращается до величины, определяемой чувствительностью конкурентного взаимодействия. При этом допустимые ошибки оказываются преимущественно локализованными в тех частях генома, где они находились у родоначальников популяции. Поэтому подвиды, расы и национальности имеют явные морфологические различия между собой (размер тела, цвет шерсти, оперения и кожи, черты лица и пр.). Но в естественной окружающей среде все подвиды, расы и национальности остаются генетически эквивалентными с числом ошибок генома, не превосходящим порога обнаружения распадности особи. Это означает, что в пределах точности, свойственной каждому виду, все популяции одного вида сохраняют одну и ту же упорядоченную видовую информацию (см. часть I, раздел 4). (Однако при скрещивании особей из различных популяций, национальностей и рас одного вида из сильно удалённых друг от друга частей ареала, все ошибки родителей могут быть разными. При этом у потомства общее число ошибок может удваиваться так, что это потомство оказывается либо не способным к дальнейшему воспроизводству, либо вообще нежизнеспособным.)

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

4. Биологическая природа человека

Естественной окружающей средой для человека являются тропические экосистемы с высокой продуктивностью, в частности, речные и морские побережья покрытых лесом тропических речных бассейнов. Площадь индивидуальной территории человека, закрепленная в его генетической программе, имеет порядок четырёх квадратных километров. Данные антропологии, включая исследования современных популяций, показывают, что в социальных группах нецивилизованных людей насчитывается несколько десятков членов. При естественной для Homo sapiens плотности численности людей, не превышавшей порядка одного человека на кв. км, отсутствуют межгрупповая агрессия (войны), массовые убийства и рабство[5].
[5]Knauft B.M. (1991) Violence and sociality in human evolution. Current Anthropology 32: 391-428.

В отличие от иерархической структуры многих социальных млекопитающих, в социальных группах живущих в естественной экологической среде людей отсутствуют лидеры и поддерживаются этические и моральные принципы равенства, включая равенство полов. Как обсуждалось в разделе 3 части I, в отсутствие иерархической структуры поддержание генетической устойчивости популяции возможно только путём физической ликвидации неконкурентоспособных особей (т.е. на основе регуляции смертности, а не рождаемости). Поэтому значительная часть (35-50%) людей в нецивилизованных сообществах умирает насильственной смертью[6], наиболее часто в межличностных конфликтах, связанных с выбором полового партнёра.
[6]Pinker S. (2011) The better angels of our nature: why violence has declined. Viking Penguin.

Эти характеристики нецивилизованных сообществ Homo sapiens показывают, что принципы равенства, возникшие вновь сравнительно недавно в культуре современного общества, закреплены в нормальной генетической программе человека. Эта программа диктует не продвижение в рейтинге иерархической структуры, как у других социальных млекопитающих, а стремление не выпасть из общества равных друг другу особей.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

5. Рост численности людей, рабство и прогресс цивилизации

Способность человека использовать культурные навыки, накопленные предшествующими поколениями, позволила распадным особям человека ускользнуть от конкурентного взаимодействия с нормальными особями, покинув естественный ареал. В последние тысячелетия, в соответствии со всеобщим принципом экспансии жизни, происходила непрерывная экспансия человека на территории вне своего ареала, а также экспоненциальный рост плотности численности популяции[7]. Этот рост является следствием изменения источников потребляемой популяцией человека энергии на основе меняющейся культурной информации. Это явление, не существовавшее ни у одного вида биоты на всем периоде существования жизни, стало называться прогрессом человеческой цивилизации. Причины его состоят в следующем.
[7]Популяционные взрывы внутри своего ареала (саранчи, короедов, тли, микробные и вирусные эпидемии) ликвидируют неправильно функционирующие популяции отдельных видов и целые экологические сообщества. Эти популяционные взрывы происходят внутри естественного ареала вида и кончаются практически полным вымиранием всех участников взрыва.

Продуктивность биоты тропический зоны - естественного ареала человека - в несколько раз выше, чем продуктивность умеренной зоны. Доля съедобных для человека растительных продуктов вне естественного ареала человека существенно ниже, чем в естественном ареале. Поэтому при выходе человека за пределы своего ареала площади запрограммированной в геноме человека индивидуальной территории порядка 4 кв. км стало недостаточно для обеспечения жизненных потребностей особи. Требовалась на один-два порядка большая индивидуальная территория. Однако для контроля большей территории человеку не хватало его индивидуальной биологической мощности, определяемой генетически запрограммированной физиологией организма человека.

Экологически устойчивое существование человека вне естественного ареала с удовлетворением его генетически запрограммированных потребностей оказалось невозможным. В попытке удовлетворить свои инстинкты человек на основе накопления культурной информации использовал рабство - особый вид взаимодействия организмов на основе культурной, а не генетической информации.

Под рабством в широком смысле мы здесь понимаем принудительное существование организма в искажённой окружающей среде, не соответствующей его видовой генетической программе. В естественном ареале человека существует охота и рыболовство, есть дикие хищники и травоядные животные, взаимодействующие с людьми, но нет биологических рабов человека: культурных растений, полей, садов и парков, нет домашнего скота, собак и кошек. Экологическое равенство сохраняется как внутри популяции человека, так и во всем экологическом сообществе видов между людьми, растениями и животными.

Скотоводство (рабство животных) решает проблему низкой продуктивности неестественных для человека экосистем. Скот кормится на больших территориях, за счёт своей биологической мощности собирая непригодную для питания человека растительность и превращая её в мясную пищу человека-скотовода. В силу низкой экологической эффективности мясной продукции, для поддержания популяции скотоводов требуется по крайней мере пятикратное превышение массы скота относительно массы скотоводов. Это обуславливает необходимость чрезвычайно низкой плотности численности в скотоводческих популяциях людей, что действительно наблюдалось в Монголии и Средней Азии (овцеводство), у народностей крайнего Севера (оленеводство).

Изобретение земледелия (рабства растений) позволяет увеличить долю съедобных для человека растительных продуктов вне естественного ареала. Но земледелие неизбежно приводит к деградации почвы. При подсечно-огневом земледелии, широко распространённом на Руси в 13-15 веках, высокая урожайность при малых вложениях физического труда достигалась благодаря богатой лесной почве. Она накапливается в течение многих тысячелетий существования леса, а истощается всего за несколько лет землепользования.

Пока леса северо-востока Руси не были сведены, люди жили подсечно-огневым земледелием, при котором каждая семья полностью обеспечивала себя самостоятельно[8]. Лесные жители, составлявшие более 90% всего населения, в силу своей экономической независимости пользовалась неограниченной индивидуальной свободой и придерживалась принципов социального равенства в согласии с генетической программой человека.
[8]Кульпин Э.С. (1995) Социально-экологический кризис XV века и становление российской цивилизации. Общественные науки и современность. 1995 № 1: 88-98.

Экспоненциальный рост численности лесных жителей привёл к практически полному сведению естественных ненарушенных лесов и, как следствие, к резкому падению продуктивности нарушенных экосистем (урожайности). Индивидуальное обеспечение едой без неестественной для человека физиологической перегрузки стало невозможным. Это предопределило появление и широкое распространение внутривидового рабства, не имевшего прецедентов в живой природе.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

6. Внутривидовое рабство в популяции человека

Явления, при котором одни особи вида существуют за счёт биологической мощности других особей того же вида, широко распространены в природе. Так, птицы выкармливают своих птенцов, а муравьи в муравейнике обеспечивают всем необходимым муравьиную матку. Информация, необходимая для этих сложных взаимодействий, записана в генетической программе вида, в полном согласии с которой и действуют все организмы. Таким образом, подобные явления не являются примерами рабства.

Оса, строящая гнездо

Осиная матка строит гнездо только до тех пор, пока из отложенных в ещё маленькое гнездо первых яиц не вылупляются первые рабочие осы. Они навсегда освобождают матку от строительства и добывания пищи. Матка до конца жизни существует за счёт рабочих ос, что не является рабством, так как рабочие осы, аналогично органам в многоклеточном организме, действуют в полном согласии со своей генетической программой.

Внутривидовое рабство в популяции человека выражается в подавлении генетической программы равенства и лишении большей части популяции возможности существовать согласно с генетической программой вида. Небольшая случайная выборка особей-собственников, не имеющих генетических преимуществ перед членами остальной популяции, развивает высокую активность и захватывает в свою собственность огромную территорию. Эта активность обуславливается принципиальной невозможностью получить нормальный социальный статус при обычном уровне активности. Повышение социального статуса для таких особей это потребность, подчиняющая себе все жизненные ресурсы особи, но неудовлетворимая из-за отсутствия ощущения "самодостаточности".

Появление социальной группы собственников обусловлено не биологическими преимуществами её членов, а ослаблением процессов генетической стабилизации вида. Это происходит при выходе вида за пределы своего естественного ареала, где господствует дефицит необходимых для нормального существования человека ресурсов при низкой продуктивности экосистем.

Обработка захваченной собственниками территории выполняется большим количеством людей-рабов. Рабство основано на физиологической возможности человека длительно функционировать на износ на максимальном пределе своей биологической мощности. Рабы лишены свободы передвижения, выбора действий, индивидуальной территории и принуждаются к физическому труду, превышающему потребности человека в физической деятельности. Постоянная физиологическая перегрузка обуславливает бессмысленное в естественной окружающей среде деление бюджета времени на "работу" (вызывающую отрицательные эмоции, так как производится по принуждению) и "отдых" (вызывающий положительные эмоции, так как подразумевает свободу в выборе деятельности).

В естественной окружающей среде добывание пропитания и другие процессы жизнеобеспечения не являются "работой", так как они не сопровождаются ни физиологической перегрузкой, ни отрицательными эмоциями типа скуки. (В естественной среде не существует дефицита приключений, столь остро ощущаемого молодым поколением современной цивилизации. Этот дефицит обуславливает популярность виртуальных суррогатов - вымышленных миров типа Звёздных войн, Игры престолов, Гарри Поттера и др. Характерно, что сами герои этих миров живут реальной насыщенной жизнью и не испытывают потребности смотреть сериалы или играть в компьютерные игры. Другим, более дорогостоящим и доступным малому числу людей способом кратковременно приблизиться к нормальной эмоциональной насыщенности жизни является экстремальный спорт и туризм.)

В отличие от рабов, собственники не испытывают физиологической перегрузки и живут в условиях, максимально приближенных к жизни в естественном ареале. Собственники имеют большую индивидуальную территорию и сохраняют малую плотность численности. Собственники образуют свою популяцию, зачастую основанную на описанных выше генетических принципах равенства, включая поддержание генетической устойчивости на основе регуляции смертности[9]. Однако, в отличие от людей в их естественном ареале, собственники в значительной мере лишены индивидуальной свободы, поскольку они находятся в жёсткой зависимости от существования обслуживающих их рабов. Рабы, как и домашний скот, не считаются членами популяции собственников. Женщины рассматриваются как биологические машины для производства рабочей и военной силы. Поэтому среди рабов насильственно насаждалась моногамия, а любые виды естественного конкурентного взаимодействия, в том числе полигамия и супружеские измены, подавлялись юридическими и моральными нормами иерархического общества.
[9]В частности, еще сравнительно недавно, в 19 веке, представители аристократии имели юридическое право на убийство членов своего общества при межличностных конфликтах (дуэли). Уровень насильственной смертности среди аристократов совпадал с таковым для естественных нецивилизованных сообществ (см. выше ссылку Pinker 2011). Рабы такого права не имели.

Таким образом, иерархическая структура общества с делением его на рабов и собственников обусловлена существованием человека вне его естественного ареала при низкой продуктивности экосистем, которая приводит к физической перегрузке при самообеспечении пищей и другими необходимыми элементами жизни. При попадании человека в среду с высокой продуктивностью должен происходить возврат к генетически запрограммированным принципам социального равенства, и наоборот. Так на Руси 13-15 вв. сосуществовали два общества, иерархическое (оседлое земледелие с низкой продуктивностью, менее 10% населения) и общество равенства (подсечно-огневое земледелие с высокой продуктивностью, более 90% населения) (см. выше ссылку Кульпин 1995). Сведение лесов, естественное восстановление которых занимает многие столетия, привело к долгосрочному закреплению иерархической структуры общества. Эта структура подверглась частичной реорганизации (отмена рабства, идеи "свободы, равенства и братства" и проч.) лишь через многие века, когда продуктивность общества вновь повысилась, на этот раз за счёт роста производительности труда, обусловленного научно-техническим прогрессом и освоением новых источников энергии.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

7. Собственность и торговля

Понятие собственности не придумано человеком, а имеет генетическую основу. Особь любого вида нуждается в определённом объёме и площади пространства окружающей среды, в котором она может жить. У нормальных здоровых растений - это собственное пространство, занимаемое корнями и кроной дерева, на которой нет и не должно быть других деревьев. У животных - это индивидуальная территория, находящаяся в собственности передвигающейся по земной поверхности особи данного вида. На ней расположены не принадлежащие другим особям вида съедобные продукты и остальные используемые видом ресурсы окружающей среды. По определению, на индивидуальной территории животного (или социальной группы животных) нет и не должно быть других животных (или их социальных групп) того же вида.

В ареале каждого вида на индивидуальной территории каждой особи присутствует абсолютно всё, что необходимо для жизни особи и записано в геноме вида. Поэтому в биоте отсутствует торговля - обмен продуктами окружающей среды из различных ареалов. За пределами естественного ареала на индивидуальной территории человека, независимо от её величины, не оказывалось некоторых необходимых для жизни ресурсов окружающей среды. Это привело к возникновению ещё одного беспрецедентного для жизни явления - торговле. Обмен недостающими ресурсами производился в соответствии с их локальным спросом, не связанным с количеством труда по добыче этих ресурсов. Был введён денежный эквивалент стоимости ресурсов. Появились собственники ресурсов, пользующихся спросом, а также возможность монополизации жизненно важных ресурсов цивилизации[10].
[10]Makarieva A.M., Gorshkov V.G., Li B.-L. (2010) Comprehending ecological and economic sustainability: Comparative analysis of stability principles in the biosphere and free market economy. Annals of the New York Academy of Sciences 1195: E1-E18.

Деревья и их индивидуальная территория

Собственностью деревьев является занимаемая ими индивидуальная территория, на которой имеется абсолютно всё, необходимое для их жизни, включая организмы других видов экологического сообщества (грибы, бактерии, насекомые), без которых дерево существовать не может.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

8. Государство, города и наука

Чем больше численность рабов, тем выше уровень жизни собственников. Поэтому собственники заинтересованы в неограниченном росте численности рабов. Так как рабы генетически остаются людьми, каждый из них способен заменить собой собственника. Для устойчивого сохранения рабства создаётся государство, обеспечивающее принудительное выполнение юридического права собственности владельца на занимаемую им территорию и работающих на ней рабов. Требуются силовые структуры для защиты государства от нападения других государств.

Минимизация расхода энергии при необходимом передвижении и взаимодействии рабов между собой приводит к концентрации населения и образованию городов, где распределение энергии происходит наиболее эффективно. Развитие науки и техники, финансируемое государством, это вынужденная мера, имеющая целью уменьшение затрат физического труда рабов, роста их производительности и увеличения военной мощи (конкурентоспособности) государства. Чем больше производительность труда рабов, тем большее количество людей в популяции может быть освобождено от неестественной для Homo sapiens физической перегрузки.

предыдущий раздел :: наверх :: следующий раздел

9. Ликвидация внутривидового рабства?

К настоящему времени в цивилизации фактические решена проблема замены физического труда универсальным техническим обеспечением. Среднее потребление энергии современным человеком более чем на порядок превосходит его биологическую мощность. Это, в принципе, могло бы позволить людям обеспечивать свою жизнь на любой необходимой индивидуальной территории, намного превышающей ее величину в естественном ареале. Необходимость в рабском труде исчезла.

К настоящему времени в цивилизации фактические решена проблема замены физического труда универсальным техническим обеспечением. Среднее потребление энергии современным человеком более чем на порядок превосходит его биологическую мощность. Это, в принципе, могло бы позволить людям обеспечивать свою жизнь на любой необходимой индивидуальной территории, намного превышающей ее величину в естественном ареале. Необходимость в рабском труде исчезла.

Однако техническое обеспечение, важнейшим элементом которого является электричество, возникло только после концентрации населения в городах. В настоящее время на земной поверхности уже нет места для обеспечения всех людей собственной индивидуальной территорией в соответствии с их генетической программой. Поэтому существовавшее в течение тысячелетий деление популяции на современных собственников-работодателей, которых в сотни раз меньше, чем юридически свободных наёмных рабочих-производителей, сохраняется.

При современной невозможности удовлетворить генетические потребности людей в индивидуальной территории люди продолжают производить излишнюю продукцию, работая на износ, в стремлении получить полный контроль над своим окружением. В естественном экологическом сообществе такой контроль означает неприкосновенность всей индивидуальной территории особи (а не только жилища). На это территории не должно происходить никакой активности особей того же вида, которая вызывала бы отрицательные эмоции у владельца территории, действуя на любое из пяти органов чувств (осязание, слух, зрение, обоняние, вкус). В цивилизации такой контроль удаётся получить только крайне ограниченному количеству собственников-работодателей, концентрирующих в своих руках излишки производства сотен и тысяч лишённых индивидуальной территории производителей. Этот контроль собственники распространяют как на реальное пространство, в котором производится продукция цивилизации, так и на информационное пространство современных СМИ.

Производителям остаётся суррогат реального контроля территории - всё более набирающая популярность виртуальная реальность, представляющая собой особый вид наркомании. Разрушение психики человека при массовом переходе на виртуальную реальность может представлять самую серьёзную опасность для сохранения популяции человека.

Чем больше излишков производства концентрируется в руках собственника, тем большая территория оказывается под его контролем. Этот процесс определяется генетической природой человека и потому обуславливает все без исключения способы приобретения крупной собственности, включая те, которые в современном обществе юридически запрещены (например, коррупция).

Индивидуальная утилизация крупным собственником своего дохода невозможна. Поэтому излишки продукции цивилизации, концентрируемые собственником, используются им для поддержания жизни других людей, которые выполняют произвольные работы на контролируемой собственником территории, включая её охрану. По желанию собственника, эти люди могут не участвовать в необходимом для поддержания цивилизации производственном процессе. Так возникает непроизводственная (спортивная, религиозная) или разрушительная (террористическая) деятельность.

предыдущий раздел :: наверх

Заключение

В современной цивилизации люди полностью обеспечены дополнительной энергией, необходимой человеку для существования без физической перегрузки вне его естественного ареала. Если бы при этом каждый нормальный человек мог контролировать индивидуальную территорию генетически запрограммированной величины, то дальнейший экономический рост производства был бы не нужен. У производителей исчезла бы необходимость производить излишнюю продукцию, а у собственников - необходимость концентрировать её в своих руках для защиты собственной территории. Иерархическое общество было бы вытеснено естественным для человека обществом равенства. Прогресс перешёл бы в стационарное состояние, в котором основные генетические потребности человека были бы удовлетворены. Уже сейчас нарастает ощущение чрезмерности технического оснащения жизни людей, когда назначение и полезность многих технологических новинок далеко не очевидны массовому покупателю, на которого они ориентированы.

Основные структурные особенности современной цивилизации обусловлены генетической программой человека. Генетическая программа человека не меняется со временем и полностью диктует социальную организацию цивилизованного общества, базирующегося на культурной информации. Неограниченный экономический рост производства был вызван дефицитом удовлетворения основных генетических потребностей человека, оказавшегося вне своего естественного ареала. Европейцы, быстрее всех продвинувшиеся в одомашнивании растений и животных, создали наилучшие технические средства передвижения и жизнеобеспечения городов, так как без этих элементов прогресса они не могли бы выжить. Это можно рассматривать как повышение уровня жизни, но только по сравнению с отсутствием таковой.

В современной цивилизации, несмотря на её энергетическую обеспеченность, дефицит в обеспечении людей индивидуальной территорией продолжает нарастать. Именно этот дефицит и чрезмерное нарастание плотности численности популяции европейцев вынудил их искать новые территории. Благодаря своему техническому превосходству они смогли распространиться по всему миру, вынудив немногочисленные естественные человеческие сообщества, продолжавшие существовать в естественной для Homo sapiens окружающей среде, использовать не нужные им до этого достижения техники только для того, чтобы противодействовать захвату своих территорий.

В настоящее время продолжается насаждение культуры и техники цивилизации в ещё сохраняющихся нецивилизованных популяциях тропических областей (в частности, в Папуа Новой Гвинее) под лозунгом повышения уровня жизни людей, якобы живущих "в трудных природных условиях"[11]. Достижения цивилизации, необходимые для выживания человека вне его естественного ареала, подобно наркотикам оказываются разрушительными для обществ, живущих в естественной среде. Принятие достижений цивилизации в этих сообществах приводит к быстрому росту плотности численности населения, потере необходимой человеку величины индивидуальной территории, началу генетического распада популяции, связанного с нарушением естественного конкурентного взаимодействия, т.е. к падению реального уровня жизни нормальных особей в популяции.
[11]Даймонд, Дж. (2012) Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ. Москва, Corpus, 720 c.

В отсутствие научно обоснованного контроля экономический рост производства и боязнь стагнации сохранятся вплоть до остановки роста полным разрушением окружающей среды. Только при детальном и всестороннем научном анализе экологических потребностей человека, записанных в геноме Homo sapiens, можно обеспечить все генетические потребности человека при одновременном сохранении устойчивости пригодной для жизни окружающей среды.

См. также Часть I. Предотвращение распада организации жизни.